ProPR / На главную





<<<  ноябрь 2011  >>>
Пон Вто Сре Чет Пят Суб Вос
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

PR в лицах.

Тарас Березовец, «Berta Communications»: «Политика – это игра. Большая политика – это большая игра»

29-11-2011 10:37

Тарас Березовец политтехнолог, директор компании персонального и стратегического консалтинга  «Berta Communications», рассказал порталу ProPR о рынке политического PR, предвыборных кампаниях и тенденциях в области политтехнологий.
 
  
 
Тарас, расскажите  об истории компании, о своём опыте  работы в политических кампаниях. 
 
Компания  «Berta Communications»  в своем нынешнем формате была создана  в 2010 году, хотя наше сотрудничество с коллегами и учредителями в таком составе имеет более длинную историю. Этим коллективом мы работаем уже более 6 лет. С моими  сегодняшними коллегами, пиарщиком Павлом Кругляковским и политтехнологом Владимиром Поляковым, мы «сработались» в 2005 году в составе консалтинговой компании «Мартин Групп». Позднее наша команда пополнилась новыми сотрудниками, которые расширили наши возможности, в частности, в управлении избирательными кампаниями и проектами в социальных сетях.

Компания  объединяет ведущих украинских специалистов в области политического PR, политического  консалтинга и политтехнологий. Все наши сотрудники имеют опыт работы с политиками первого эшелона, вели т.н. «страновые» кампании (кампании всеукраинского уровня). Это достаточно уникальный опыт.

Компанию  «Berta Communications» отличает опыт работы не только внутри избирательных компаний, но и вне их, чем могут похвастаться немногие наши коллеги. Попробую расшифровать. Избирательные технологи отличаются от обычных политических технологов тем, что первые ограничены рамками выборов, в то время как технологи высшего эшелона работают в ежедневном режиме, решая намного более важные и серьёзные задачи — форматирование и переформатирование власти и оппозиции, в том числе парламентских коалиций; разрешение кризисов, связанных с имиджем правительства и т.д. Работа в таком режиме с политиками топ-уровня позволила нам отобрать лучших специалистов на рынке. Самое главное качество наших сотрудников – это умение работать в команде: при огромной разносторонности и специфичности навыков, которых требует наша работа, мы научились взаимно заменять и усиливать друг друга. 
 
Какая ваша самая успешная политическая кампания или PR-кампания публичных персон? С кем довелось работать?  

Самая лучшая кампания, которую, мы можем  записать себе в актив – парламентская  кампания Блока Юлии Тимошенко 2007 года на досрочных выборах в Верховую Раду. Тогда мы с коллегами разрабатывали  целый комплекс агитационного направления  для партии «Батьківщина». Я курировал работу нескольких региональных штабов: Житомирского и Харьковского. Тогда же наш Житомирский областной штаб занял первое место среди всех областных штабов БЮТ в части организации агитации. Все это, конечно, благодаря людям,  которые работали достаточно эффективно. Среди них стоит отдельно отметить руководителя тогдашней кампании  БЮТ на Житомирщине народного депутата Сергея Пашинского и народного депутата Елену Бондаренко (не путать с ее однофамилицей из ПР). Это было удачное объединение политических технологий, лозунгов, логики кампании, строившейся вокруг идеи Тимошенко как будущего премьера. Это позволило БЮТ получить максимальный результат, в среднем на 10-15%  больше, чем давали все социологические компании по Харьковщине и на Житомирщине.

Еще одна кампания, которую мы, безусловно, можем записать себе в актив, это  кампания 2004 года, к которой я  и часть наших сотрудников  были причастны. Я занимался организацией групп наблюдателей для штаба  Виктора Ющенко, курировал их в  таких проблемных областях, как Донецкая.

Из  более ранних мажоритарных кампаний в Верховную Раду, к которым  я был причастен, особо могу выделить победные выборы на Оболони покойного  Юрия Оробца в 1995 году и будущего министра юстиции Романа Зварича на Отрадном.

Из  публичных кампаний отмечу коммуникационное сопровождение премьера Юлии Тимошенко в период 2007-2010 годов, которое было достаточно сложным и разновекторным.  Через Александра Абдуллина, Олега Медведева и меня проходила вся PR-кампания правительства в течение почти 4 лет.

Также, у нас есть свежий опыт работы с  политиками совершенно разного спектра, в том числе и с Партией  Регионов. В 2010 году мы провели яркую  кампанию на местных выборах, где  мы вели к переизбранию Сакского  городского голову, представителя Партии Регионов Олега Клюя. Там была довольно жесткая и динамичная борьба. В итоге мы достигли поставленной цели. Кампания была сложной, на нашего кандидата было вылито много негативной, компрометирующей информации. Следует признать, оппоненты работали достаточно эффективно. В этой жесткой и бескомпромиссной борьбе нам удалось добиться впечатляющего результата. Клюй, сам по себе очень харизматичный лидер, смог заручиться поддержкой большинства сакчан. 

Кто сейчас является  вашими клиентами? 
 
При работе с нашими клиентами мы всегда связаны этическим кодексом конфиденциальности. Правило заключается в том, что  по взаимному согласию мы никогда  не разглашаем имен наших действующих  заказчиков. Когда мы заканчиваем  контракт, если нет возражений со стороны клиента, мы можем обнародовать информацию, но пока действуют контракты, мы этого делать не имеем права.  

Могу  сказать, что среди наших нынешних клиентов — украинские политики топ-уровня, которые по версии журнала Корреспондент  входили и сегодня входят в первую десятку самых влиятельных людей нашей страны. Это достаточно большой вызов нам и нашим умениям в сфере политконсалтинга, поскольку задачи стоят действительно большие и сложные. Работа в рамках этих задач позволила нам совсем по-иному посмотреть на возможности украинского рынка политического консалтинга. Мы пересмотрели возможности наших коллег и тех, кого мы раньше считали специалистами. Сейчас наше мнение по отношению к ним меняется, но позитивных эмоций все-таки больше, чем разочарований. Самое важное, что о большинстве коллег сегодня мы можем судить не по рекомендациям, а по личному опыту работы.

Среди ведущих политических консультантов,  с которыми у меня есть опыт  работы, - такие  специалисты как  Сергей Одарыч - бывший «руховский»  политтехнолог, сегодня являющийся мэром Черкасс, Олег Медведев – политтехнолог Юлии Тимошенко, Сергей Гайдай - номер один в Украине по мажоритарным выборам. Это люди, с которыми я сотрудничал лично и могу подтвердить их высочайший уровень профессионализма. 

Ваше  мнение о рынке политического PR в Украине? Существует ли конкуренция в этой области на данный момент?
 
Школа политического консалтинга в  Украине прошла достаточно длинный путь становления. Начинался он с 90-х годов, когда первыми успешными политтехнологами были американцы. Первым иностранным политтехнологом, с которым я познакомился, был американский гражданин Иван Лозовый. Он вел в 1994 году избирательную кампанию «Народного Руха Украины» на выборах в Верховную Раду и на выборах в Киевсовет. Тогда я впервые познакомился со многими психологическими и техническими приемами ведения кампаний. Например – «сшивка кампании», когда политтехнолог ведет кампанию нескольких уровней, в частности, в местный совет и Верховную Раду. Познакомился с понятием «чернухи», условно говоря, «компромата»; единого рекламного стиля в кампании, когда, впервые в истории украинских выборов,  листовки «Народного Руха» были исполнены в едином стиле для всех кандидатов, что позволило НРУ тогда праздновать победу на выборах в Киевсовет.

На  сегодняшний день я могу сказать, что украинские специалисты востребованы не только внутри страны, но и за рубежом. Свидетельство тому — частые приглашения украинских специалистов на выборы в Российскую Федерацию, Грузию, Молдову, страны Балтии. Отдельные специалисты работают и на западные кампании, чаще всего в США.

У меня был опыт участия в избирательной кампании в мажоритарных округах Великобритании – консультировал действующего депутата парламента. Мы делали эту достаточно интересную кампанию в Англии в начале 2000 годов. Но абсолютное большинство наших кампаний связаны, конечно же, с Украиной.

Украинская  школа политического консалтинга  уже является отдельным явлением, она во многом впитала в себя лучшие традиции американской, французской, российских школ. Люди, которые сегодня являются лицами украинского политического консалтинга, упомянутые Олег Медведев, Сергей Гайдай, Юрий Левенец, по спектру и практическому инструментарию практически сравнялись с потенциалом своих иностранных, в первую очередь, американских, коллег.

       
Так как скоро начнется активная предвыборная борьба в ВР, какими вы видите выборы в  ВР 2012?  

Это интересный вопрос с точки зрения психологии. Мы попытались проникнуть в сознание украинских политиков  и обнаружили много интересного для себя. В первую очередь, ключевое качество, которое объединяет всех кандидатов, всех политиков, - это способность к риску,  высокая азартность. Потому что политика – это игра. Большая политика – это большая игра, где ставки очень высоки. Поэтому большинство людей, которые идут в политику, всегда готовы рисковать либо своими финансами, либо ресурсами, либо положением. Число кандидатов в одном мажоритарном округе может быть порядка 10–20 человек, а победитель всегда один. Практически все кандидаты готовы идти на высокий персональный риск, и это то, что будет объединять кандидатов на выборах 2012 года. Минимизировать этот риск, поддержать политика и увеличить его шансы на победу в любых условиях – наша главная задача.

Мы предвидим, что борьба будет достаточно жесткой. Абсолютное большинство нынешних действующих народных депутатов Украины просто не знает, что такое «мажоритарка». Мы провели специальное исследование. Наша компания подсчитала, что из 450 действующих народных депутатов Верховной Рады VII созыва только 86 когда-либо баллотировались или побеждали в мажоритарных округах. Соответственно, более 300 народных избранников вообще никогда не проходили через мажоритарные кампании.

Что это такое? Я бы сравнил баллотирование по партийным спискам и баллотирование в мажоритарных округах, приблизительно как игру в бокс на Play Station 3 и выход на реальный боксерский ринг. Для участия в выборах по партийным спискам от политика, зачастую, требуются только финансы; от некоторых, как максимум, ораторские способности. А мажоритарные кампании требуют совершенно иного: умения и решимости общаться с избирателями, что достаточно сложно в силу сегодняшних протестных настроений в обществе. Необходимо совладать с решением множества малых задач, когда в рамках кампании реализуется большое количество тактических проектов, начиная с установки новых дверей в подъездах, заканчивая материальной помощью детским домам, пенсионерам и т.д.. Это связано даже не с материальными затратами. Просто нужно находить конкретные точки и отвечать на запросы, которые реально волнуют конкретных избирателей.

Кампания  будет очень жесткой! Мы предвидим, что на 225 мажоритарных округах будет  не менее 1000 кандидатов, т.е. реальных, ресурсных кандидатов на каждый округ  выйдет 4-5 человек. Соответственно, борьба развернется нешуточная.  

Какие технологии будут использовать партии и кандидаты? Какие, по вашему  мнению, политические технологии являются эффективными и неэффективными? 
 
Это будут те технологии, которые доказали свою эффективность во время  последних кампаний. Начиная от банальных технологий, так называемых «гречаных» - прямой скупки голосов избирателей, до продвинутых с технической точки зрения – работы с социальными сетями (как в реальной жизни, так и в интернете: Vkontakte, Facebook, Одноклассники). Работа с социальными сетями показывает (особенно на местных выборах) высокую эффективность использования их для мобилизации собственного электората и наоборот дезориентации, проведения каких-то дискредитирующих кампаний в отношении своих оппонентов.

Вероятен  отказ от изживших себя палаточных, «майданных» технологий, отказ от кампаний «от дверей к дверям». Эти технологии, работавшие в условиях 90-х, сегодня не работают.

И самое главное: кампании будут горизонтально, а не вертикально интегрированными. Что такое вертикальная кампания? По такому принципу строились кампании в Верховную Раду образца 2006-2007 годов. Центральный штаб спускал на места рекламную продукцию (начиная от бордов, листовок, плакатов, заканчивая прямой телевизионной рекламой), и тем самым фактически не оставлял никакого простора для борьбы реальным кандидатам. А горизонтальная кампания предполагает, что все будет выстраиваться, условно говоря, каждым кандидатом в отдельности. Это будет 225 отдельных кампаний, по числу округов. Вертикально-интегрированная, централизованная реклама будет присутствовать, но она сыграет намного меньшую роль, чем это было, скажем, на президентских выборах  2010 года. 

С чего надо начать, чтобы  избирательная кампания была успешной? 

Очень правильный вопрос, так как мы слышим его сейчас на всех переговорах с  потенциальными кандидатами в народные депутаты.

Нужно начать с аудита и составления  паспорта округа. Это первое, что  должен сделать каждый  кандидат. Аудит округа – это процесс, который позволит определить все стартовые возможности как самого кандидата, так и его оппонентов: социальный состав, материальное положение, возраст, места проживания избирателей; расклад сил в области: политические партии, влияние административного ресурса, его желание и способность вмешаться в результат выборов; ситуация в СМИ, наличие и ангажированность активных общественных организаций, знаковые персоны, лидеры общественного  мнения и многое другое. Это то, без понимания чего невозможно двигаться дальше.

Первыми конкретными шагами могут, например, быть проведение глубокого социологического исследования и фокус групп, которые  дадут четкую картину, каковы стартовые  позиции всех основных кандидатов. Правильно подобранный округ и его тщательный аудит – залог успешной мажоритарной избирательной кампании.
 
Автор интервью - Екатерина Покровская
Специально для ProPR 



Назад к списку


Подписаться на новости
Ваше имя E-mail

Если Вы зарегистрированный пользователь сайта, для подписки пройдите авторизацию, а затем вернитесь к этой форме

RSS

Мы в соц.сетях